Очень странные дела: экстравагантные тренды в истории моды
Стремление впечатлять публику и создавать новые тенденции часто приводит дизайнеров к абсолютно уникальным шедеврам, но порой их воображение настолько опережает моду, что результат шокирует. Часто, сперва, тенденция воспринимается хорошо, и только оглядываясь назад мы начинаем недоумевать, как люди могли такое носить. Наиболее смелые, новаторские идеи быстрее всего оказываются на волне популярности, но и так же быстро теряют свою актуальность, а через пару лет могут казаться и вовсе абсурдными. Вспомним самые шокирующие тренды за всю историю моды?
- Чопины
Чопины – обувь на платформе высотой до 50 см, которая вошла в моду в XVI веке. Тренд на чопины зародился в Венеции: их изобрели с целью обезопасить ноги девушек от вечно влажных и грязных тротуаров города на воде. Помимо практической пользы эти туфли привносили в образ и элемент статуса: женщины, носившие их, в прямом смысле возвышались над всеми остальными.
Из Италии популярность чопинов распространилась и на Испанию, но интерпретации тренда в этих странах отличались. В Италии чопины сочетали с юбками, которые их полностью перекрывали, что визуально вытягивало силуэт. Носили их в основном аристократки. Удлиненная юбка давала возможность с лёгкостью сообщить о своём социальном положении, ведь лишние сантиметры роскошной итальянской ткани могли себе позволить только обеспеченные люди. Поскольку сами чопины редко были на виду, их дизайн был достаточно простым: деревянная платформа на широком основании, зауженная к середине.
В Испании же чопины были главным акцентом образа, так как подол платья заканчивался выше. Платформа, сделанная из пробки, была покрыта кожей с филигранным рисунком. Иногда можно было встретить даже бриллианты и другие редкие драгоценные камни. Поверх одежды испанки зачастую накидывали длинный черный шарф, прикрывая им всю остальную одежду, из-за чего обувь выходила на первый план.
Платформа и сейчас является актуальным элементом обуви. Особенно использовать платформу любит бренд Saint Laurent: она присутствует и в босоножках (как в культовых Tribute), и в ботинках. Также платформа часто встречается в моделях Giuseppe Zanotti и Fendi. Конечно, в современных реалиях платформа не достигает таких масштабов популярности, как в эпоху Возрождения, но зато часто дополняется каблуком.
- Хромая юбка (Hobble skirt)
Глагол “to hobble” переводится с английского как «хромать», и это идеально описывает воздействие «хромой» юбки на тех, кто осмелился её носить. Юбка длиной по щиколотку была заужена к низу настолько, что даже самый крошечный шаг удавалось сделать с большим трудом. С приходом моды на «хромую» юбку, газеты заполнились статьями об инцидентах, спровоцированных этой юбкой: женщины падали на лестницах, подворачивали лодыжки и даже ломали ноги.
Но узкий подол юбки не был недочётом дизайна, у такого кроя была определенная цель. В 1910-х, когда «хромая» юбка набрала популярность, активно прогрессировало движение женщин за избирательное право. Свобода женщин представляла угрозу традиционному строению общества, а поэтому нужны были новые способы её подавить. Эти юбки помогали добиться этого в буквальном смысле, максимально ограничивая свободу передвижения дам.
Из-за своей непрактичности хромая юбка пользовалась успехом в основном у высших слоёв населения, поскольку аристократкам не нужно было вести особо активный образ жизни. Работающие женщины, которые тоже хотели приобщиться к этому тренду, дополняли юбки скрытыми разрезами и складками, чтобы хоть как-то облегчить передвижение в них.
Сегодня дизайнеры с большим вниманием относятся к свободе движения. Юбки длины миди и макси чаще всего либо имеют более свободный, летящий силуэт, либо выполнены из более податливой ткани. У Victoria Beckham, например, юбки миди для удобства дополняются складками и разрезами. Также сегодня особо популярны трикотажные юбки в рубчик – хоть они и узкие, материал легко тянется и позволяет ходить без затруднений. Такие встречаются в последних коллекциях Andrea Adamo, Jonathan Simkhai, JW Anderson и Acne Studios.
- Космическая мода
В 50-х и 60-х между США и СССР шла активная гонка в сфере исследования космоса. Для дизайнеров одежды эта тенденция стала большим источником вдохновения: в одежде появились элементы космических скафандров, серебряный цвет, космические мотивы. Но влияние космической гонки на этом не заканчивалось. После покорения космоса, что раньше казалось нереальной мечтой, дизайнеры стали стремиться создать что-то совершенно непредвиденное и новаторское, всё больше давая волю своей бурной фантазии.
Французский модельер Андре Курреж, основатель бренда Courrèges, был одним из главных революционеров в мире моды времен 60-х. В его коллекциях появились шлемы, огромные солнечные очки, геометрические аппликации и вырезы, металлизированные ботинки на плоской подошве, современные материалы (пластик и ПВХ). Курреж предпочитал более плотные материалы, чтобы одежда сохраняла форму и создавала чёткие прямые линии.
Ещё одним первооткрывателем космической моды был Пако Рабан. Его коронным творением стало «кольчужное» платье – платье из переплетенных металлических дисков, которое напоминало броню космического воина. Выглядело платье-кольчуга очень эффектно, но острые металлические звенья врезались в кожу моделей.
Чуть более носибельную версию новой моды преподнёс Пьер Карден. В своей одежде он использовал геометрические принты, дополнял нейтральные вещи металлическими акцентами – например, добавив к минималистичному чёрному платью серебряные ботфорты и ремень.
С тех пор на подиумах периодически появляются новые коллекции, напоминающие нам о космической моде 60-х. Например в показах Balmain сезонов осень-зима 2018/19 и весна-лето 2019 были замечены серебряные комбинезоны и ботфорты, а у Comme des Garçons в 2017 — платье из серебряных сфер.